Сегодня дней рождений нет
Мероприятий не запланировано


 


Госрегулирование требует жертв

Борьба за усиление государственного контроля за ТЭКом привела к разногласиям между министром Сергеем Генераловым и предприятиями отрасли. Уже вторую неделю ходят упорные слухи о скорой и неизбежной отставке министра топлива и энергетики Сергея Генералова. Поскольку слухов без огня не бывает, есть смысл разобраться в их истоках.

Тем более, что возможность внезапной отставки стала результатом усилий самого министра, оказавшегося проводником новой правительственной тенденции - усиления государственного управления основной, кормящей бюджет отраслью. Это модное ныне поветрие, доселе дремавшее под толстым слоем госплановского нафталина, настолько широко теперь распространилось во властных и околовластных кругах, что стало чуть ли не официальной государственной политикой. Поэтому стоит на примере усиления государева присмотра над ТЭКом проследить жизнеспособность самой тенденции. Так случилось, что именно Минтоп стал полигоном для обкатки новой идеи - именно там созрели для этого благоприятные условия.

И именно там правительственная инициатива может расцвести или захлебнуться. Жертвы лоббизма Повод к появлению слухов о возможной отставке Генералова дал на недавней расширенной коллегии Минтопэнерго вице-премьер Владимир Булгак, резко высказавшийся в адрес руководителей министерства, превративших его в рассадник лоббизма, в "филиал МЕНАТЕПа, "Газпрома" и "ЛУКойла". Выпад был явно не случайным и не остался незамеченным. По версии самого Сергея Генералова, вице-премьер вовсе не имел в виду министра (выходца из МЕНАТЕПа), а подразумевал ситуацию с его заместителями, которых, включая трех первых, 13. "Я принципиальный противник схемы, когда министерство становится клубом нефтяных компаний. Я не вполне понимаю собственных замов, когда они принимают решения в пользу конкретных компаний. Если деятельность сотрудников министерства будет выходить за рамки, они будут уволены немедленно, и правительство меня в этом поддержит. Я считаю, что министерство безусловно обязано быть органом, реализующим государственные интересы в этой непростой отрасли", - заявил министр. Булгак, по словам Генералова, на самом деле таким образом поддержал министра в его борьбе с лоббизмом и лоббистами. В результате возник конфликт, проходящий то ли по оси "личность - предприятия отрасли", то ли "государственники - лоббисты".

В любом случае война объявлена. В чем провинился министр? Генералов подорвал доверительные отношения с предприятиями ТЭКа своим не слишком удачным шагом по усилению государственного регулирования - введением экспортных пошлин на мазут. Решение, с марта уже отмененное, стало для нефтяников проявлением непрофессионализма, не выдержавшим испытания временем. По версии министра, это было необходимое решение, сыгравшее свою роль в улучшении снабжения мазутом предприятий энергетики. Но дело, в любом случае, прошлое, а претензии к министру копятся и множатся. Вот и активно продвигаемая министром идея консолидации остатков подконтрольной государству нефтяной собственности в рамках создания Национальной нефтяной компании, поддержанная нефтяниками "в принципе", вызывает опасение у руководителей частных компаний в частностях (не говоря уж о том, что альтернативные объединительные инициативы были проигнорированы). Само возможное появление на рынке нового игрока - крупной, мощной, работоспособной государственной компании - не могло не взволновать действующих отраслевых лидеров. Разумеется, у них было и остается вовсе небеспочвенное опасение, что первая среди равных компания окажется заметно "равнее" других, получит от государства некие конкурентные преимущества. А иначе и быть не может, поскольку неизбежно, что именно эта компания будет нагружена необходимыми, даже обязательными, но разорительными функциями - вроде снабжения топливом очевидно неплатежеспособных потребителей. И потребует компенсации в чем-то другом. Что чревато нарушением сложившегося на рынке баланса.

В результате недовольство было направлено на Генералова, которого заподозрили в личных мотивах - пытается-де соорудить для себя запасной аэродром. На путях дальнейшего усиления Но одной из важнейших причин недовольства нефтяных генералов Генераловым оказалось то, что министр замахнулся на святая святых рыночного баланса сил - распределение экспортных нефтяных потоков. Вначале, после появления независимых нефтяных компаний и либерализации внешней торговли, на рынках Европы царил хаос: россияне весьма бестолково завоевывали свое место, зачастую конкурируя друг с другом и сбивая цену. Постепенно сложился и в начале 1997 года был утвержден правительственными решениями существующий сейчас порядок: по отдельным направлениям экспорта были назначены 11 частных компаний-координаторов. Но с подачи Генералова межведомственная комиссия по доступу к экспортной трубе решила этот порядок изменить. С целью "усиления позиции государства в вопросе координации экспортных потоков российской нефти" к 1 июля должно появиться новое положение, в котором роль государства будет обозначена более жестко. Компании откровенно запаниковали и решили, что министра пора снимать.

Пока он не разрушил пусть несправедливый, пусть не оптимальный, но отражающий сегодняшнее реальное соотношение сил баланс. Который все же лучше, чем хаос, война или произвол чиновников. Что дальше? Кто бы ни победил в этой борьбе за передел отношений государства и бизнеса, по большому счету исход известен. Частные компании на этом этапе победить не могут. Но победит ли Генералов или бюрократия в общем виде - большой вопрос. Допустим, министру действительно удастся усилить роль государства: нейтрализовать лоббистов в аппарате министерства, создать дееспособную ННК, добиться эффективного управления акциями нефтяных компаний и вернуть контроль правительства за экспортом нефти. Но что, если удержаться на посту он все-таки не сможет. И в результате победа достанется - кому? Если мощнейший регулирующий механизм (вдруг?) окажется в недобросовестных, коррумпированных или некомпетентных руках. И результат может быть ужасающий: если сейчас коррупция все-таки регулируется частной конкуренцией, то победа бюрократии над рынком может быть более разрушительной, чем тихое и привычное лоббирование.



Источник: Сегодня, 03.03.1999, НИКОЛАЙ ИВАНОВ, Фото: www.24rus.ru


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.18464708328247