Сегодня дней рождений нет
Мероприятий не запланировано


 


Нефтяников взяли за дизель

У ФАС появились новые претензии к нефтяникам, с которыми служба лишь недавно урегулировала конфликт вокруг цен на бензин. На этот раз чиновники обвиняют компании в завышении стоимости дизельного топлива, цены на которое превысили стоимость бензина Аи-92. Проблемы могут возникнуть не только у "Газпром нефти", ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР и "Роснефти", которым выписали штрафы за бензин, но и у "Башнефти".

Федеральная антимонольная служба (ФАС) собирается начать проверку ценообразования на дизельное топливо, сообщил вчера глава службы Игорь Артемьев. По его словам, претензии могут появиться к компаниям "большой четверки" — "Роснефти", ЛУКОЙЛу, "Газпром нефти" и ТНК-ВР, а также к "Башнефти".

По словам директора по развитию ИАЦ "Кортес" Павла Строкова, в 2010 году отпускные цены на авиакеросин выросли на 21%, на бензин Аи-80 — на 20%, Аи-92 — на 22%, Аи-95 — на 18%, на летнее дизельное топливо — на 36%, зимнее — на 39%. В конце второй недели января, по данным ИАЦ "Кортес", средняя розничная стоимость бензина Аи-80, производство которого с 1 января запрещено новым техрегламентом, выросла на 2,3% по сравнению с 30 декабря 2010 года, Аи-92 — на 0,8%, Аи-95 — на 0,7%, тогда как зимнего дизельного топлива — на 2,6%. За третью неделю января дизель подорожал на 44 коп.— до 25,18 руб. за литр в среднем по России. Как отмечают в "Кортесе", розничная цена дизельного топлива оказалась выше цены бензина Аи-92 во всех федеральных округах, за исключением Южного.

"Есть подозрение, что все это связано с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением",— утверждает Игорь Артемьев. В ЛУКОЙЛе и ТНК-ВР рост цен объясняют "рыночной конъюнктурой", в "Башнефти", "Газпром нефти" и "Роснефти" его не комментируют. Павел Строков уточнил, что цена нефти в 2010 году выросла только на 20%. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов уточнил, что в этом году рост платежей по налогам и сборам для компании составит 26 млрд руб. и "они должны быть компенсированы за счет каких-то источников". "Есть только два источника: сокращение издержек и поднятие цены",— подчеркнул господин Алекперов.

Таким образом, нефтяникам грозит третий виток антимонопольных разбирательств, которые уже обернулись начислением штрафов в целом почти на 19 млрд руб. Проблемы нефтекомпаний с ФАС начались осенью 2008 года, когда служба признала ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, "Роснефть" и "Газпром нефть" нарушившими закон "О конкуренции" из-за установления и поддержания монопольно высоких цен на бензин и авиакеросин в третьем квартале 2008 года. Нефтяники были оштрафованы на 1,1-1,5 млрд руб. каждый. Летом 2009 года служба снова уличила их в злоупотреблении доминирующим положением. На этот раз компании были признаны рецидивистами, и размер штрафов возрос: для "Газпром нефти" — до 4,675 млрд руб., для группы ЛУКОЙЛ — до 6,54 млрд руб., для "Роснефти" — до 5,28 млрд руб., для ТНК-ВР — до 4,197 млрд руб. В конце 2010 года в обмен на частичное признание своей вины "Роснефть" и ТНК-ВР смогли существенно снизить штрафы по "второй волне" дел — до 1,47 млрд и 1,17 млрд руб. соответственно. "Газпром нефть" и ЛУКОЙЛ пока продолжают переговоры с ФАС.

До сих пор ФАС пыталась соотносить цены нефтяников с биржевыми — собственно для этого и создавались биржи нефтепродуктов. Однако теперь чиновники усомнились в эффективности этого механизма. Уже сами нефтяники, по словам Игоря Артемьева, ссылаются на соответствие их оптовых цен биржевым, и поэтому ФАС собирается обратиться в ФСФР с просьбой проверить цены на биржах.

Действительно, рост цен на топливо на биржах соответствует таковому для отпускных (от ворот завода). Так, рост средневзвешенных цен по всем трем площадкам (СПбМТСБ, МБНК и биржа "Санкт-Петербург") на Аи-80 составил 19%, на Аи-92 — 17%, на Аи-95 — 20%, на летнее дизельное топливо — 33%, на зимнее — 33%. Игорь Артемьев отметил, что "впервые сложилась такая ситуация, что российские биржи, занимающиеся торговлей нефтепродуктами, легализуют эту цену".

По требованию ФАС с начала этого года нефтяники должны продавать на биржах от 10 до 15% нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке. Но если в течение января—октября 2010 года биржевые цены незначительно превышали отпускные, то в последние два месяца разница заметно увеличилась, отмечает Павел Строков. Формально компании выполнили требование ФАС, поясняет эксперт, но стали заключать сделки со своими сбытами — и по этим сделкам "нельзя оценивать реальную рыночную стоимость". На рынке почти не осталось свободного дизельного топлива, добавляет эксперт, поэтому его стоимость и начала стремительно расти. Вице-президент СПбМТСБ Тимур Хакимов подтвердил "Ъ", что "острый дефицит предложений самых востребованных товаров — зимнего дизельного топлива и авиатоплива — наблюдается на бирже в последние два-три месяца, что ведет к росту цен".

В ФСФР пока не поступал запрос из ФАС с просьбой проверить обоснованность ценообразования на нефтепродукты на российских биржах, сказал "Ъ" глава службы Владимир Миловидов. "Но, как только такой запрос поступит, конечно, мы выясним, были или нет сделки, выходящие за рыночные рамки",— отметил он, добавив, что "биржа способствует прозрачному ценообразованию, но она не страхует от роста или падения цены". По мнению Алексея Кокина из "Уралсиба", в результате ФАС может вернуться к идее о создании формулы для определения реальной рыночной стоимости, но "согласовать ее с нефтяниками будет крайне сложно".

Если же ФАС в очередной раз примет решение штрафовать нефтяников, отмечает аналитик, то это будет максимально возможный оборотный штраф. По мнению Алексея Кокина, очередная волна санкций вряд ли будет меньше по размеру, чем предыдущая. В итоге, считает аналитик, ФАС и нефтяники снова договорятся, но позиция службы в судах уже будет сильнее.

Оригинал статьи см. здесь.

Источник: Кирилл Мельников, Александр Мазунин, "Нефтяников взяли за дизель" // Газета «Коммерсантъ» № 13 (4554) от 27.01.2011



Дизель подорожал до расследования

«Я считаю, что есть предмет дела, бесспорный», – заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на правительственном часе в Госдуме, где, в частности, обсуждался стремительный рост цен на дизельное топливо.

Чиновник признал, что «у ряда министерств иное мнение» (например, расчеты ФАС и Минэнерго расходятся – «Газета.Ru»), поэтому окончательное решение о возбуждении антимонопольного дела ФАС примет в конце следующей недели. По словам Артемьева, антимонопольная служба пока не завершила анализ ситуации и хочет, чтобы решение было «более аргументированным, так как его нужно будет доказывать в суде».

О проблемах с дизтопливом ФАС начала говорить еще в конце прошлого года: тогда Артемьев отмечал, что компании сократили выпуск топлива и цены из-за этого начали резко расти.

В середине ноября 2010, по данным Московской топливной ассоциации, литр дизельного топлива стоил 22,27 рублей, а в конце декабря 24,67 рубля.

Сейчас цены продолжают расти быстрыми темпами – литр дизеля, по данным МТА, стоит 26,65 рубля.

Дорожают и другие виды топлива, но менее резко: АИ-92 с ноября подорожал с 25,71 рубля за литр до 27,04 рубля за литр.

Президент МТА Евгений Аркуша сетует на скачок оптовых цен на дизель.

«Розница всегда следует за оптом, а оптовые цены на дизель растут огромными темпами, значительно опережая другие виды топлива, – говорит Аркуша. – Маржинальная доходность розничной торговли дизелем составляет лишь 3–4%, в то время как тот же показатель по бензинам около 20%».

По данным исследовательско-аналитического центра «Кортес», с начала года оптовая цена зимнего дизеля выросла на 10% (средняя цена за тонну 28 800 рублей). Бензин марки АИ-95 подорожал лишь на 2%, до 27 086 рублей за тонну.

Нефтяники успокаивают: резкий рост цен на дизель – временное явление. «ФАС всегда говорила, что биржевая торговля топливом послужит индикатором справедливых цен, но в декабре на Санкт-Петербургской бирже сложилась уникальная ситуация: цена тонны дизеля подскакивала до 30 000 рублей – это абсолютный исторический максимум, – рассказывают в «ЛУКойле». – На наших заводах отпускная цена примерно на 2000 рублей ниже».

Представитель «ЛУКойла» связывает рост цен с тем, что в конце прошлого года на рынке сложился дефицит «зимнего дизеля» (дизельное топливо, содержащее значительную долю авиационного керосина, предохраняющего от замерзания). «В преддверии введения новых акцизов некоторые игроки рынка начали придерживать дизель, а некоторые даже скупать, с тем чтобы в новом году продать топливо дороже», – поясняют в компании. – Кроме того, технология производства зимнего дизеля не позволяет его выпускать в тех же объемах, что и летний, что также сыграло свою роль в создании дефицита».

Соображения компании по поводу ценообразования на дизель были изложены «ЛУКойлом» ФАС. «Мы считаем, что нынешняя ситуация с ценами на дизель – временное явление и к весне положение стабилизируется», – говорят в компании.

Пока цены продолжают расти, и отраслевые эксперты полагают, что виноваты в этом нефтяники. Исполнительный директор аналитического центра «Кортес» Павел Строков связывает рост стоимости зимнего дизеля с «рыночной конъюнктурой». «Отражением этой конъюнктуры является биржевая торговля, а на бирже с начала года средняя стоимость тонны дизеля выросла на 15%, – говорит эксперт. – Сейчас по дизельному топливу прослеживается ярко выраженный «рынок продавца», то есть нефтяных компаний».

Процесс продолжается, скептичен эксперт. «Покупатель готов платить высокую цену, – поясняет Строков. – Нефтяные компании продают топливо собственным сбытовым «дочкам», и для свободного рынка топлива остается достаточно малое количество». По мнению Строкова, ситуация с дизелем изменится только после вмешательства ФАС.

Ведомство уже обратило внимание на биржевые торги – и не только по дизельному топливу. «Вызывает удивление опережающий рост цен на топливо на российских биржевых площадках по сравнению с динамикой мировых цен», – отметил Артемьев, добавив, что антимонопольная служба обратилась к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) с просьбой провести проверку обоснованности биржевых цен на нефтепродукты внутри России.

«Есть подозрение в злоупотреблении, что все это связано с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением», – заявил Артемьев.

Оригинал статьи см. здесь.


Источник: Алексей Топалов, "Дизель подорожал до расследования" // газета.ru от 26.01.2011


Последние изменения:
27.01.2011 13:39 Константин Ширанов


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.16272401809692