Сегодня дней рождений нет
Мероприятий не запланировано


 


Lobbying.Ru О лоббизмеМероприятия по лоббизму и Government RelationsАрхив статей по теме: "Мероприятия по лоббизму и Government Relations"30 ноября 2007 года Институт права и публичной политики провел завершающий круглый стол в рамках проекта «Федерализм и региональные законодательные собрания»

30 ноября 2007 года Институт права и публичной политики провел завершающий круглый стол в рамках проекта «Федерализм и региональные законодательные собрания»

Участники дискуссии обсудили содержание понятий

30 ноября 2007 года Институт права и публичной политики провел завершающий круглый стол в рамках проекта «Федерализм и региональные законодательные собрания», посвященный обсуждению лоббизма в законодательных и исполнительных органах власти и поиску путей развития цивилизованного представительства интересов в России. В дискуссии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, бизнес-сообщества, а также ученые-исследователи лоббизма. В своих выступлениях, подкрепленных интересными примерами из практики лоббистских отношений, участники не раз подчеркивали, что поиск правовых форм лоббистской деятельности – задача нелегкая и требующая развития институтов гражданского общества, политической конкуренции и правовой культуры населения.

Участники дискуссии обсудили содержание понятий «лоббизм», «продвижение интересов», «government relations», согласившись друг с другом в том, что ничего предосудительного в лоббистской деятельности нет. А.Автономов, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, предложил рассматривать лоббизм как «адвокатуру до принятия решения», то есть как деятельность коммерческих или некоммерческих негосударственных организаций, как за вознаграждение, так и безвозмездно. По мнению В.Мазаева, профессора кафедры конституционного и муниципального права Государственного университета – Высшей школы экономики, лоббизм следует понимать в более узком смысле, а именно как продвижение частных интересов в коридорах власти. И.Котелевская, директор департамента по связям с органами государственной власти и законодательству Российского союза промышленников и предпринимателей, заметила, что такое явление, как лоббизм, или продвижение групповых интересов, свойственно любому процессу принятия решений, и в особенности процессу принятия нормативных актов.

Участники круглого стола охарактеризовали специфические черты лоббистской деятельности в России. Во-первых, несмотря на то что с теоретической точки зрения можно спорить о том, являются ли субъектами лоббистской деятельности лица, наделенные властными полномочиями, отстаивающие определенные интересы, на практике чиновники активно продвигают корпоративный интерес органов исполнительной власти, депутаты часто отстаивают интерес какой-либо группы граждан, обычно отрасли. А.Ковалев, референт Правового управления Государственной Думы Российской Федерации, подчеркнул, что за большинством важных законопроектов можно увидеть конкретный интерес и работу конкретных лоббистов.

Во-вторых, технологии продвижения интересов в России, как и во многих зарубежных странах, зачастую связаны с неэтичным поведением, искажением информации, воспрепятствованием законной деятельности, нанесением вреда деловой репутации и доброму имени конкурента, использованием личных связей, а иногда и с взяточничеством и угрозами. Участники дискуссии неоднократно указывали на то, что, если принятие необходимого решения достигается подкупом и иными противозаконными методами, считать такую деятельность лоббистской неверно. Как заметил А.Шатунов, заместитель директора Правового департамента Правительства Российской Федерации, применительно к таким действиям лоббиста нужно говорить в первую очередь об уголовной ответственности за преступление, а не о лоббизме. Т.Ремингтон, профессор политологии Университета Эмори (США), рассказав о формах лоббистской деятельности в США, сделал вывод, что в странах с развитой системой лоббистских отношений преобладают «аутсайдерские» стратегии продвижения интересов, связанные с давлением на лицо, принимающее решение, извне. Напротив, в государствах, в которых цивилизованный лоббизм еще не сформировался, например, в России, распространены «инсайдерские» формы, основанные на дружественных отношениях, личных связях между лоббистом и публично-властным субъектом.

В-третьих, в России власть официально не ориентирована на учет частных интересов, поэтому существующие правовые механизмы лоббирования малоэффективны. Приведя несколько показательных примеров, Ю.Тихомиров, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, подтвердил, что предусмотренные законодательством возможности бизнеса оказывать влияние на принятие властных решений либо декоративны, либо напрямую зависят от желания властных субъектов учитывать частные интересы.

Участники круглого стола затронули проблему правового регулирования лоббистской деятельности в России. В настоящее время на федеральном уровне лоббистская деятельность прямо не регулируется, на региональном уровне лишь в двух субъектах РФ лоббизм урегулирован в рамках законов о порядке принятия нормативных правовых актов. А.Ковалев охарактеризовал вносившиеся в Государственную Думу законопроекты, нацеленные на регламентацию лоббистской деятельности, как абсолютно нежизнеспособные. Р.Ким, начальник департамента по работе с органами власти и общественными организациями Корпоративного центра РАО «ЕЭС России», и В.Мазаев высказали мнение, что пока в России не сформируется гражданское общество, пока не будет развитых политических институтов, позволяющих конкурировать противоположным точкам зрения, законодательное регулирование может только помешать формированию цивилизованного лоббизма.
Для развития отношений по цивилизованному продвижению интересов в России необходимо, в том числе, обеспечить открытость и прозрачность контактов депутатов и чиновников с частными лицами. По словам Р.Недервейна, члена городского совета Амстердама (Королевство Нидерланды), у политика есть обязанность выслушать представителей всех групп интересов, а затем принять решение, наилучшее для общества в целом. Для этого необходимо обеспечить максимальную прозрачность контактов между лоббистом и чиновником на всех стадиях и во всех аспектах.

Обсуждение проблем продвижения частных интересов в органах власти показало, что лоббизм представляет собой необходимый атрибут любого демократического общества. Под понятием «лоббистская деятельность» следует понимать систему специализированных отношений по продвижению частных интересов в органах государственной власти. Правовое регулирование отношений лоббизма в России по западному образцу не будет способствовать их цивилизованному развитию, а, наоборот, может привести к дальнейшему распространению «теневых» форм продвижения интересов.

Сырунина Татьяна – координатор Института права и публичной политики


Толстых Павел Александрович (в центре) Ким Радион Суерович (справа)


Полную фотогалерею мероприятия см. здесь



Источник: Lobbying.ru


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.22563505172729