Сегодня дней рождений нет
Мероприятий не запланировано


 


Lobbying.Ru Лоббистские кампании. Отрасль 'ТЭК'. Кампания '«НФР/НДД для пилотного месторождения»'

Лоббистская кампания | Кампания '«НФР/НДД для пилотного месторождения»'

Краткое описание:

Предыстория вопроса: Замена НДПИ на налог на финансовый результат (НФР, также называется налогом на добавленный доход – НДД) обсуждается с 1997 года. В том году концепция новой системы налогообложения была внесена в Госдуму, но соответствующий закон так и не принят. 
 В конце 1990-х гг. этот закон был не выгоден частным нефтяным компаниям (Юкос, ТНК, «Сибнефть»), стремящимся к минимизации своих издержек, и все инициативы ввести НДД одновременно с Налоговым кодексом под давлением нефтяного лобби проваливались. В 2003 г. партия «Родина» во главе с нынешним советником президента РФ Сергеем Глазьевым вновь вызвала широкое обсуждение вопроса внедрения механизма НДД в налогообложении нефтяников. Данная инициатива нашла поддержку у Минфина, заинтересованного в дополнительном налоге на сверхприбыль для нефтяных компаний. Но отраслевым лоббистам через комиссию при Минпромэнерго удалось продавить в правительстве Михаила Фрадкова решение ввести дифференцированную шкалу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин . 
 Дискуссия о пересмотре существующей системы налогообложения в нефтяной отрасли и переход на НДД обсуждается в профильных министерствах уже несколько лет. За это время рассматривались различные варианты: введение НДД при сохранении более низкого уровня экспортных пошлин на нефть и НДПИ, отмена экспортных пошлин и переход на НДД при сохранении НДПИ, переход на НДД только шельфовых месторождений на первом этапе разработки и другие конфигурации налоговой системы. Заменить НДПИ на новых месторождениях налогом с финансового результата еще осенью 2010 г. предложило Минэнерго. Еще в конце 2011 г. замминистра финансов Сергей Шаталов говорил, что Минфин концептуально поддерживает введение такого налога для новых месторождений, но спешить не нужно. Позже он сказал, что налог потерял свою актуальность, так как налогообложение уже стало дифференцированным в зависимости от проектов.

Анализ вопроса: нефтяные компании платят 2 налога – НДПИ  и экспортную пошлину . Нефтяники предлагают вместо этих видов налогообложения ввести один налог – НДД , который значительно гибче, чем действующая система налогообложения. Преимущества НДД :
1. автоматизм расчета данного налога существенно повышает его объективность, т.к. НДД учитывает горно-геологические и экономические условия добычи углеводородов;
2. НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений (нулевой налог в первые годы добычи, когда осуществляются основные капиталовложения);
3. НДД учитывает изменение условий добычи в процессе эксплуатации месторождения, т. е. его истощение (по мере истощения месторождения налог снижается).
4. НДД реагирует на изменение внешних экономических условий производства - мировых цен (чем ниже цены реализации, тем ниже налог, и наоборот).
5. НДД позволяет достаточно точно прогнозировать эффективность инвестиционных проектов, поскольку является расчетной величиной (изменение же акциза фактически труднопредсказуемо).
Таким образом, НДД обеспечит для нефтяных компаний определенный уровень гарантированной прибыли независимо от внешних факторов, позволит расширить круг осваиваемых месторождений и более корректно распределить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. 

Трудности при введении НДД: 
1. сложность его администрирования в отличие от НДПИ и экспортных пошлин, по которым ставки едины для всех проектов. НДД учитывает специфику каждого месторождения, рентабельность его разработки, экономику, а потому введение НДД требует прозрачную систему раздельного учета для каждого отдельного проекта.
2. Дифференциация повышает риск коррумпированности налоговых инспекторов.
3. Текущие поступления в бюджет снизятся .

Сторонники НДД
На уровне корпоративных структур.
Лукойл. Цитаты главы компании Вагита Алекперова: 
1.«Я считаю, что этот инструмент  (НДД – прим авт) справедливый. Это практически то же самое, что сейчас действует во всем мире: раздел продукции или американская система. Она всегда учитывает и инвестиционную составляющую, и доходность инвестора, и налоговые поступления. Нельзя брать налоги с того, что не приносит доход. Просто нельзя» . 
2.«НДД даст уверенность инвесторам и правительству, что отрасль будет развиваться и налоги будут поступать» .
Сургутнефтегаз. Цитата генерального директора компании Владимира Богданова: «надо перейти на налоговую систему НДД. Хотя бы по новым месторождениям. Есть еще много возможных вариантов. В США почему растет добыча сланцевых нефти и газа? Потому что они налоги значительно сократили, и у компаний есть возможность максимально наращивать вложения» .
Газпромнефть. Цитата главы компании Александра Дюкова: «Нужно начать облагать не выручку, а тот доход, который получаем. Это общераспространенный подход, применяемый во всех нефтедобывающих странах, является абсолютно справедливым, и , я думаю, что министерство энергетики и компании смогут убедить правительство в том, что такая система может администрироваться». 
Башнефть. Цитата президента компании Александра Корсика: «Сейчас государство дает точечные льготы нефтяникам. И я рад за коллег, которые их получают. Но часто в основе предоставления этих льгот — желание государства развивать дальние регионы. Поэтому оно готово финансировать это развитие. Но в Башкирии уже через несколько лет при росте НДПИ мы можем прийти к ситуации, когда многие месторождения станут нерентабельными, хотя запасов там на много-много лет. А если мы сократим добычу — будет проблема. Найти работу для десятков тысяч человек в Башкирии — гигантская социальная проблема, о которой, кроме нефтяных компаний, всерьез, похоже, никто не думает. Нужно скорее переходить на налог на финансовый результат. Поэтому мы предлагаем себя в качестве полигона. Мы делали расчеты: при 50%-ной ставке налога денежный поток государства будет больше, чем при нынешней системе, если НДПИ обнулить. Эффект для бюджета будет не сразу. Сначала государство потеряет, но в 10-летней перспективе приобретет» .

На уровне общественных организаций
Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций "АссоНефть". предлагает распространить пилотные проекты по применению механизма налога на добавленный доход /НДД/ на независимые нефтегазовые компании. В сообщении ассоциации говорится: "Бюджетные риски можно существенно понизить, если для экспериментального пилотного проекта по введению налога на финансовый результат задействовать сектор ННК, которые обладают целым рядом преимуществ, с точки зрения тестирования эффективности перехода нефтегазовой отрасли с НДПИ на налога на финансовый результат" .
Фонд национальной энергетической безопасности. Цитата генерального директора Фонда Константина Симонова: «Налог на добавленный доход вместо НДПИ надо было вводить еще вчера… Должна быть нормальная, единая, четкая и внятная налоговая система. Единая — это не означает, что на всех месторождениях будет единая ставка налогов. Это сейчас происходит, когда вы платите экспортную пошлину, когда вы платите НДПИ вне зависимости зачастую от того, где у вас находится месторождение, в каком оно находится состоянии, далеко ли оно от нефтепровода. Это все не учитывается» .
Энергетический центр бизнес-школы «Сколково». Директор Центра Григорий Выгон:  «Необходимо смириться с тем фактом, что доходы бюджета при сохранении цен на нефть и ставок НДПИ будут снижаться по мере роста объемов добычи льготируемой нефти… Требуется системная работа в отношении реформы налогообложения нефтяной отрасли, поэтапный переход от налоговых маневров к налогу на финансовый результат (НФР)» .
«Представляется правильным со временем снизить НДПИ, в качестве компенсации введя налог на дополнительный доход, если мы говорим о новых месторождениях, или налог на финансовый результат для старых. Конечно, эту систему надо будет обкатать, чтобы минимизировать риски для бюджета, потребуется и переходный период, и пилотные проекты» .
Fitch. Аналитики международного рейтингового агентства полагают, реформирование системы налогообложения российской нефтяной отрасли, в результате которого рассчитанный на основе прибыли налог на добавленный доход (НДД) заменил бы текущие налоги, привязанные к выручке, могло бы помочь избежать снижения уровня добычи нефти в России в ближайшие несколько лет .

Поддерживающие их чиновники.
вице-премьер Аркадий Дворкович: «Что касается перехода на налогообложение чистого дохода, меня немного удивляет позиция Минфина, они исторически поддерживали на протяжении 15 лет данный подход... Если Минфин не готов, то масштабный переход мы осуществлять не будем, но коллеги предлагают отдельные пилотные проекты , поэтому мы продолжим проработку такого рода предложений на основе отдельных пилотных проектов» .
вице-премьер Игорь Шувалов 
министр энергетики Александр Новак: « В долгосрочном плане НДД должен стать единым универсальным мерилом природной ренты, позволяющим государству получать необходимый финансовый результат с привязкой к экономике проекта... Действующая фискальная система неэффективна. Затраты, которые требуются для более глубокого извлечения нефти, превышают тот доход, который остается после налогообложения от выручки. Поэтому нужно переходить на НДД, тогда при более глубоком извлечении и использовании более дорогостоящих современных технологий должен быть меньший налог, который бы позволял рентабельно извлекать нефть или газ... Если мы предоставляем льготы по налогам на добычу полезных ископаемых или пониженные ставки экспортных пошлин, мы, как государство, все равно находимся на другой стороне экономики относительно инвестора. НДД же со своей стороны дает возможность государству стать партнером инвестора, ориентировать его на достижение максимальной прибыли и получать часть от этого» .
Замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков:  «Мы то готовы, то не готовы его вводить (НДД-прим авт). Я считаю эту позицию концептуально правильной и эту систему нужно вводить» .
Противники, в т.ч. потенциальные, и их аргументы: Минфин, ФТС (хотя последний актор свою официальную позицию не выражал)
Минфин. Цитаты главы ведомства Антона Силуанова: 
1.«Через НДПИ мы изымаем ренту, и переход от этого вида налогообложения на налогообложение дополнительного дохода может привести к тому, что мы потеряем доходы в бюджет». 
2.«Что касается вопроса о введении НДД, то мы неоднократно рассматривали его. Есть здесь риски того, что на первых этапах, действительно, будет очень льготная конструкция для недропользователей, для предприятий, применяющих эту схему. Все затраты, которые будут отнесены на первый этап, будут снижать финансовые поступления в бюджет, а потом, поскольку это длительный процесс, есть риски того, что эти затраты, которые уменьшили нам налогооблагаемую базу, просто не восстановятся. Вот наша позиция. Поэтому мы всегда очень аккуратно и очень настороженно относились к тому, чтобы вводить новации в налогообложение нефтяной отрасли» .
Цитата замглавы ведомства Сергея Шаталова: «В свое время мы были идеологами НДД в правительстве, но не смогли ввести его из-за отсутствия действенных инструментов налогового контроля. За время, ушедшее на введение поправок в НК по трансфертному ценообразованию, жизнь ушла далеко вперед и по другому маршруту. Появились многочисленные налоговые преференции и даже, по существу, специальные налоговые режимы, учитывающие географическое положение, степень истощенности месторождений, вязкость нефти, качественные характеристики коллекторов и другие факторы, влияющие на экономику отдельных проектов. Фактически в ручном режиме мы подошли к той цели, которую должен обеспечить универсальный режим НДД… Конечно, универсальные правила лучше ручного управления, но разворачивать всю махину в другую сторону и сложно, и рискованно, особенно с учетом важности отрасли для формирования бюджета. Так что НДД — задача не ближайшего будущего» .
Не заинтересована в переходе НДД и ФТС, чье влияние в случае отмены экспортной пошлины заметно ослабнет. 

Ход событий
В марте 2012 года тему падения добычи нефти поднимал президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Тогда он предупреждал, что без реформы налоговой системы добыча нефти в России начнет резко снижаться уже с 2016 года .
13 июня 2012 года Минэнерго предложило перейти к обложению нефтяной отрасли налогом на добавленный доход (или налогу на финансовый результат). Цитата Александра Новака: «Налогами и сборами облагается не финансовый результат, а абсолютный показатель выручки компании. Это позволяет упростить администрирование и собираемость налогов, но не учитывает экономику отрасли и препятствует притоку инвестиций в нее, а также делает нерентабельной добычу значительных запасов как на новых, так и на разрабатываемых месторождениях». По его словам, если ничего не менять, добыча нефти упадет и в течение 20—30 лет из имеющихся запасов 22 млрд т неф¬ти будет добыто лишь 11 млрд т . Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что новый налог будет сначала опробован на нескольких месторождениях. Цитата: «Найдем какой-то конкретный проект, поскольку пока неочевидна выгода НДД по сравнению с действующими налоговыми режимами» .
19 марта 2013 г. на Национальном нефтегазовом конгрессе президент «Башнефти» Александр Корсик выступил с предложением провести эксперимент с НДД на нескольких месторождениях компании в Башкирии, отметив при этом, что «риски небольшие». Присутствовавший на мероприятии министр энергетики Александр Новак заявил в ответ, что его ведомство «готово создать прецедент», но добавил, что для эксперимента нужна консолидированная позиция Минэнерго и Минфина. Министр энергетики уточнил при этом, что ведомство поддерживает пробное введение НДД не только на некоторых отдельных месторождениях, но и в целом по компании. Кроме того, к эксперименту, по его мнению, может присоединиться и «Лукойл» .
В апреле 2013 года ЛУКОЙЛ и Сургутнефтегаз предложили Минфину реализовать пилотный проект применения НДД на 2 месторождениях - им. Имилорском (принадлежит «ЛУКойлу») и им. Шпильмана (владеет «Сургут») . Компании получили лицензии на эти месторождения лишь в конце 2012 года, работы на них уже начались, поэтому в компаниях посчитали их идеальными площадками для испытания новой схемы.
В июле 2013 г Александр Новак предложил вернуться к обсуждению введения НДД в нефтяной отрасли для предотвращения падения добычи. Министр отметил, что налогообложение, ориентированное не на финансовый результат, а на выручку нефтяных компаний, является ключевой проблемой отрасли. Он подчеркнул, что для достижения целей генеральной схемы развития нефтяной отрасли необходимо привлечение инвестиций, как в добычу, так и в переработку .
30 октября 2013 г. на заседании правительства в ходе обсуждения доклада главы Минэнерго Александра Новака по энергостратегии РФ до 2030 года глава Минфина Антон Силуанов вновь выступил против перехода на НДД. Цитата: «Речь идет об изменении порядка налогообложения от выручки к финансовому результату. Собственно, мы и раньше это обсуждали. Здесь есть какое соображение - мы сейчас через НДПИ по сути изымаем ренту природную, и переход к налогообложению дохода по сути дела приведет к тому, что мы можем потерять существенно в доходах бюджета… А с другой стороны, у нас есть уже специальный налог для налогообложения финансового результата - это налог на прибыль. Поэтому здесь, на мой взгляд, нет необходимости менять систему налогообложения, и мы считаем, что пока торопиться в этом направлении не стоит» . Вице-премьер Аркадий Дворкович после выступления министра финансов Антона Силуанова заявил, что масштабного перехода на  НДД в нефтяной отрасли не будет .  Правительство приняло решение проработать введение НДД на основе отдельных пилотных проектов.
25 ноября 2013 г. замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил, что введение в России НДД для нефтяной отрасли и изменение существующего порядка налогообложения этого сектора в настоящее время нецелесообразно. Цитата: "По всем этим параметрам мы так усовершенствовали систему, что та цель, которая предполагалась введением налога на допдоходы, уже, может быть, не столь актуальна. Поэтому НДД, я думаю, дело скорее будущего, и, видимо, не близкого. Я даже не берусь сказать, когда это может появиться" .
К январю 2014 года Минфин смягчил позицию по НДД для отдельных месторождений, тогда замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что реализация пилотных проектов потребует внесения изменений в нормативную базу по налогообложению. В зависимости от того, когда данные изменения будут внесены, начнется реальное налогообложение по системе НДД в рамках данных проектов. На тот момент Минфин не готовил поправки в НК РФ .
В январе 2014 года в Минэнерго состоялось обсуждение возможности запуска пилотных проектов с «Лукойлом», «Сургутнефтегазом», «Татнефтью» и «Башнефтью». По итогам консультаций с нефтяниками Минэнерго подготовило к профильному совещанию у Дмитрия Медведева «Концепцию перехода к налогу на финансовый результат» . Ведомство, ссылаясь на опыт  Великобритании и Норвегии, предлагает перейти к обложению нефтяной отрасли налогом на финансовый результат вместо текущей схемы взимания налога на добычу полезных ископаемых и вывозной экспортной пошлины. По расчетам Минэнерго, введение НДД позволило бы увеличить экономические извлекаемые запасы на 4–5 млрд т. Согласно документам Минэнерго, при действующем уровне налогообложения норма доходности для новых месторождений нефтяников при цене на нефть от $100 отрицательна либо составляет всего 1–3%, что не позволяет вкладывать средства в такие проекты. 
11 марта 2014 года состоялось первое заседание Общественного совета Минэнерго России. Представляя проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года глава Минэнерго Александр Новак отметил, что в ЭС-2035 претерпели существенные изменения меры проводимой государственной политики, в частности, в сфере налогообложения – переход от НДПИ к НДД, в первую очередь, для новых месторождений .
9 апреля 2014 года Дмитрий Медведев поддержал идею оценить на практике целесообразность перехода с  НДПИ на НДД с 1 января 2015 года.  Ответственным было назначено Минэнерго.
9 апреля 2014 г. на 2 итоговом заседании расширенной Коллегии Минэнерго президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов вновь поднял вопрос о целесообразности введения НДД: «Идет формирование законодательства, которое позволило без ввода уникальных  месторождений не только обеспечитьстабилизацию добычи, но и ее прирост. В ближайшем будущем на существующей налоговой базе было бы целесообразно ввести принцип НДД, такой налог дал бы возможность экономически эффективно разрабатыватьвсе месторождения, давая и инвесторам, и  Правительству РФ гарантии в стабильном развитии отрасли» . 
К середине апреля 2014 г. стало известно о желании принять участие в эксперименте «Газпром нефти», которая предложила рассмотреть возможность введения НДД для ряда пилотных проектов, в частности, Вынгаяхинского месторождения в ЯНАО , и «АссоНефти». По словам замминистра энергетики Кирилла Молодцова, Минэнерго получило от нефтяных компаний предложения по 10 месторождениям для проведения пилотных проектов по переходу на НДД .
 Минэнерго рассматривает основные две схемы перехода на налог на финансовый результат: распространить его действие первоначально лишь на определенные категории месторождений по территориальному признаку (на новые месторождения в границах Восточной Сибири и Дальнего Востока) или же на действующие месторождения с объемом добычи сырья до 10 млн т (то есть средние). По словам Александра Новака, основной критерий выбора победителей из пилотных проектов — это реальная возможность сохранения объема поступлений в бюджет от проектов компании не ниже чем от применения действующей схемы налогообложения (изъятие НДПИ и вывозной пошлины), а также прозрачности администрирования и прогнозирования такого налога.
В мае глава Минэнерго рассчитывал, что проект по НДД будет принят до конца 2014 года. Но вопрос по внедрению НДД был отложен после того, как 4 июня на заседании президентской комиссии Владимир Путин предложил «еще поговорить» об этой идее, т.к. сохраняются сложности с администрированием налога. В нефтяной отрасли, заметил президент, работают такие хорошие специалисты, что «финансовый результат будет минимальный все время и налогооблагаемая база ничтожна». Тем не менее поручение проработать возможность такого эксперимента включено в протокол по итогам президентской комиссии по ТЭКу.
В конце июня 2014 года президент «Роснефти» Игорь Сечин направил письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову с предложением перейти от «отдельных несистемных» льгот для месторождений к налогу на финансовый результат. Рисков для бюджета не будет, если на первом этапе применять налог к ограниченному числу новых месторождений, уверен он . 
10 июля 2014 г. на заседании правительства обсуждался вопрос "воспроизводства минерально-сырьевой базы", в рамках которого в качестве одного из вариантов стимулирования геологоразведки члены кабинета министров (А.Новак и С.Донской ) предложили внедрить механизм НДД, предполагающий налогообложение от прибыли, а не от выручки. По итогам заседания  премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству энергетики подготовить необходимые для введения НДД поправки к Налоговому кодексу и список пилотных проектов к осени .
В октябре 2014 года Минэнерго планирует опубликовать окончательный список пилотных проектов. Приоритет в выборе пилотных проектов будет отдан отдельным месторождениям среднего уровня, для того чтобы эксперимент оказался показательным для дальнейшего глобального применения, которое может стартовать уже после 2016 года. Определить несколько «месторождений-пилотов» для НДД правительство может уже осенью текущего года.


Ключевые статьи:

11 июня 2014

НДД отложили в долгий ящик


Нефтяному лобби не удалось убедить Владимира Путина в целесообразности введения налога на добавленный доход (НДД)

28 апреля 2014

Fitch: Введение НДД поможет нефтяной отрасли


Введение НДД в нефтяной отрасли предотвратит снижение нефтедобычи в РФ, считает Fitch


Время генерации страницы: 0.056499004364014