Сегодня дней рождений нет
Мероприятий не запланировано


 


Lobbying.Ru Лоббистские кампании. Отрасль 'ТЭК'. Кампания 'Налоговый маневр в нефтяной отрасли'

Лоббистская кампания | Кампания 'Налоговый маневр в нефтяной отрасли'

Краткое описание:

История вопроса: 21 декабря 2011 года Владимир Путин заявил, что структуру налоговой системы нужно осовременить, необходимо перенаправить финансовые потоки из сырьевого сектора в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса. Минэкономразвития и Минфину было поручено просчитать параметры такого маневра и предложить конкретные шаги по перенастройке фискальной политики на решение задач индустриального развития страны . 
В феврале 2012 года  Минфин предложил провести налоговый маневр –повысить НДПИ и акцизы, отменить льготы по региональным налогам. Во время доработки своего варианта Минфин под предлогом возможного снижения мировых цен на нефть выступил с инициативой сконцентрировать налоговый маневр на нефтяной отрасли. Несмотря на сопротивление отраслевых лоббистов , президент и правительство концептуально поддержали предложение Минфина. В результате 30 сентября 2013 года президент РФ подписал ФЗ №263-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 31 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", повышающий ставки НДПИ и понижающий экспортные пошлины (ЭП) на нефть в 2014-2016 гг.
 В 2015 г. правительство планировало повысить экспортные пошлины на мазут до 100% от нефтяной, что принесло бы в бюджет более 355 млрд руб. Но под давлением нефтяных компаний был разработан более мягкий для отрасли вариант – новый налоговый маневр. С начала 2014 года Минфин настаивает на его принятии, несмотря на сильное сопротивление лоббистов нефтяных компаний. 
Справка. Согласно ФЗ №263-ФЗ, с 1 января 2014 года базовая ставка НДПИ на нефть составляет 493 руб. за тонну (470 руб./т в 2013 г.), в 2015 г. она вырастет до 530 руб./т, а в 2016 г. – до 559 руб./т. Предельная ставка экспортной пошлины на нефть снижается с 60% до 59% от стоимости в 2014 г., до 57% - в 2015 г., до 55% - в 2016 г. Одновременно запланировано и постепенное уменьшение пошлины на светлые нефтепродукты. Налоговый маневр принесет бюджету 173,8 млрд руб. за три года, посчитал Минфин: снижение экспортных пошлин обойдется в 444,2 млрд, повышение НДПИ для нефти принесет 618 млрд .
Дата и описание важного события: 30 сентября 2013 года президент РФ подписал ФЗ №263-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 31 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", повышающий ставки НДПИ и понижающий экспортные пошлины (ЭП) на нефть в 2014-2016 гг.
Последствия для отрасли: Цитата директора департамента налоговой политики Минфина Ильи Трунина: за снижение экспортной пошлины «кто-то должен заплатить: либо потребители, либо бюджет, либо нефтяники». Четвертого не дано, поэтому маневр и дается нелегко . По оценкам «ВТБ Капитала» от 01.06.2014, налоговый маневр в нефтяной отрасли из-за более высоких цен на нефть обойдется российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в 2,4 млрд долл. в год, еще 3,4 млрд придется выложить промышленным потребителям топлива (прежде всего электростанции, и покупатели темных нефтепродуктов (бункеровочный бизнес). Авиакомпании потеряют 1 млрд долл., 1,3 млрд — нефтехимики, 1,5 млрд — переработчики газового конденсата, такие как «Сибур». Итого — 8,1—9,6 млрд долл. 
Маневр сократит субсидии, которые государство предоставляет НПЗ. Придется перестраивать всю систему адресных льгот в нефтяной отрасли. Поскольку темпы роста НДПИ на нефть превышают темпы снижения ЭП, он вынуждает снизить уровень добычи нефти и пересмотреть программы переработки нефтяных компаний. Снижение пошлин на экспорт дизельного топлива повышает рентабельность его вывоза за рубеж, а также стимулирует компании к выпуску этого вида нефтепродуктов вместо других, но востребованных внутренним рынком. Снижение ЭП приведет к увеличению цен на нефтепродукты в России . Из-за маневра потери региональных дорожных фондов составят около 70 млрд руб. в 2015 году .
Налоговый маневр не выгоден нефтяным компаниям со значительными нефтеперерабатывающими активами - нагрузка вырастет на «Башнефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ. Маневр не способствует развитию и малых нефтяных компаний, которые не экспортируют сырье. 
Одновременно «Татнефть» и «Сургутнефтегаз»  могут оказаться даже в выигрыше.
Аргументы сторон.
«За»: Минфин, выступая с новыми инициативами, руководствуется отсутствием возможности с 2015 г. устанавливать другим членам ТС ограничения по квотам и компенсациям. Цитата директора департамента налоговой политики Минфина Ильи Трунина: «Нефтяной маневр — вынужденная мера. Сохранение экспортной пошлины на действующем уровне с учетом достигнутых договоренностей с Белоруссией и Казахстаном по созданию Евразийского экономического союза с последующей отменой белорусской схемы означало бы субсидирование белорусской экономики из российского бюджета на 180—200 млрд руб. в год» .
Минфин поддерживает Экономическая экспертная группа. Научный руководитель группы Евсей Гурвич считает, что правильнее полностью отказаться от пошлин, подняв НДПИ, что придаст сильный стимул к повышению энергоэффективности .
«Против»: Нефтяные компании выступают против нового налогового маневра, т.к. он будет иметь негативные последствия для отрасли в ближайшие 3 года. Пример цитаты главы Лукойла Вагита Алекперова: «Мы ожидали, что будет поднят НДПИ, но экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты будут снижены таким образом, что общая налоговая нагрузка не увеличится. Это и называется маневр. А когда общую налоговую нагрузку на отрасль пытаются увеличить на 100-300 млрд руб., то надо так и говорить, что это увеличение налоговой нагрузки. Это не маневр. Я считаю, что мы должны вернуться к термину «маневр», без увеличения общей налоговой нагрузки… Это консолидированная позиция. Тут нет отдельных интересов «Роснефти», «Лукойла» или «Газпрома». Все сейчас находятся в активном инвестиционном цикле. Давайте завершим модернизацию НПЗ. После этого Россия будет экспортировать 70 млн т дизельного топлива — конечного продукта. Это станет приносить выручку, равную выручке от всего экспорта газа «Газпромом». Это актив, который сегодня формируется. Зачем его останавливать, если осталось три года активного инвестиционного цикла. Давайте потом делать маневр, который нужен государству» .
Поддерживает нефтяные компании Минэнерго, отстаивая их интересы при расчете налогового маневра совместно с Минфином.
Председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. Цитата: «Когда под различными предлогами говорят, что решение, от которого в значительной степени зависит будущее страны, «надо принимать в ближайшие дни» - у меня это вызывает, мягко говоря, изумление. Я не считаю, что новая система прошла какую-то апробацию. Президента просто пытаются поскорее убедить, чтобы он дал свое принципиальное согласие. А дальше уже, как говорится, детали. Да, существует проблема динамики доли трудноизвлекаемых запасов, проблемы уменьшения дебитов скважин и прочего. Однако мы должны думать о том, как повлияют эти новые налоги на освоение огромных, часто пустующих, наших северных и восточных территорий. А сейчас это для страны одна из основных задач» . 
Энергетический центр бизнес-школы «Сколково». Директор Центра Григорий Выгон отметил, что доходы от НДПИ будут снижаться по мере роста объемов добычи льготируемой нефти. По его мнению, требуется системная работа в отношении реформы налогообложения нефтяной отрасли, поэтапный переход от налоговых маневров к налогу на финансовый результат .

История развития вопроса:
30 января 2014 года в интервью «Ведомостям» заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил: "Развитие интеграционных процессов и полноценное функционирование Евразийского союза неизбежно поставят вопрос об отмене существующих барьеров, и, если это произойдет в действующих условиях, прямая поддержка двух братских стран составит, по оценкам экспертов, около $40 млрд в год. Это непосильная ноша. Если же вывести экспортные пошлины на казахстанский уровень, поддержка останется в пределах $10 млрд". 
В марте 2014 года в правительстве обсуждали дополнительные предложения Минфина по изменению параметров налогового маневра в нефтяной отрасли. По сообщению Минфина, к этой мере следует прибегнуть, если не удастся договориться с партнерами по ТС о продлении текущих тарифных и нетарифных ограничений. Цитата Сергея Шаталова от 18 марта 2014 года. "Нас беспокоит, что отсутствуют окончательные договоренности между Россией и Казахстаном и Белоруссией о сохранении действующих соглашений по регулированию рынка нефти и нефтепродуктов. С 1 января следующего года мы переходим на следующий этап интеграции — Евразийский экономический союз. Пока договоренности не достигнуты и рассматриваются разные сценарии. В зависимости от того какие будут решения, мы можем либо постепенно продолжать модифицировать НДПИ и экспортную пошлину, либо идти на более резкие шаги" .
Минэнерго выступает против резкого налогового маневра, считая, что выравнивать пошлины следует медленно. Иначе он может вызвать подорожание бензина на внутреннем рынке. Заявление Минэнерго: «Нужно пытаться договориться с Казахстаном и Белоруссией о сохранении компенсации, а если и выравнивать пошлины, то не резко» .
В качестве альтернативного варианта Минэнерго предложило установить ставку НДПИ на нефть на уровне 625 руб. за тонну с 2015 года и на последующие годы, снизить предельный коэффициент изъятия при расчете ставки экспортной пошлины на нефть с 57 до 51% в 2015 году, а на последующие годы предусмотреть более плавное поэтапное повышение ставок вывозных таможенных пошлин на мазут: с 2015 года — 80% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, с 2016 года — 90%, с 2017 года — 100%.
Справочно: 29 апреля 2014 года председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко заявил: «Не позднее 2025 года начинают функционировать общие рынки нефти, нефтепродуктов, газа». Что касается вопроса пошлин на нефтепродукты, то он по-прежнему будет решаться на двустороннем уровне, сообщил Христенко. «Пошлины на нефтепродукты на сегодняшний день являются предметом двусторонних договоренностей и до формирования общего рынка останутся предметом урегулирования на двусторонней основе», — сказал он .
27 мая 2014 года на совещании у Игоря Шувалова обсуждались разработанные Минфином параметры "большого налогового маневра" в нефтяной отрасли. В  «Роснефти» инициативу Минфина прокомментировали "нам невыгодно платить НДПИ вместо пошлины". 
30 мая 2014 года Аркадий Дворкович заявил, что в  правительстве обсуждаются варианты изменений для нефтяной отрасли в налоговом законодательстве. Цитата: «Пока к окончательному выводу не пришли. Обсуждается два варианта: один — не предполагающий маневра, а предполагающий изменение графика повышения и снижения пошлин на мазут и нефтепродукты. То есть не единовременное повышение до 100% пошлин на мазут, а повышение по растянутому графику. Другой вариант предполагает еще маневр по НДПИ» .
4 июня 2014 года на заседании президентской комиссии по ТЭК Сергей Шаталов отметил, что предложения ведомства решают 5 задач - выравнивают условия в рамках создания единого экономического пространства ЕАЭС, сохраняют запланированные доходы бюджетной системы, сохраняют "маржу нефтедобывающих компаний и маржу нефтепереработки", снимают вопросы с соглашениями с Белоруссией по экспортной пошлине и снимают вопрос "мазутного шока". Тогда президент «Роснефти» Игорь Сечин заявил: «Кажущееся упрощение налоговой системы отрасли, по мнению министерства финансов, должно сохранить безубыточность нефтяного сектора и решить текущие бюджетные потребности. При этом не принимается во внимание, что эти предложения создают дестимулирующий эффект для добычи, напрямую противоречат задачам по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Например, предложенные изменения существенно ухудшат экономику разработки ряда новых крупных проектов: Юрубчено-Тахомского месторождения, Куюмбинского, им.Филановского» . Несмотря на возражения Игоря Сечина, президент РФ согласился с необходимостью скорейшего принятия решения о налоговом маневре в нефтяной отрасли .
10 июня 2014 года на совещании по налоговому маневру у вице-премьера Аркадия Дворковича Минфин и Минэнерго представили новый вариант маневра. Директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин сообщил, что Минфин в результате переговоров с Минэнерго фактически принял предложения последнего , предполагающие увеличение срока маневра с 2 до 4 лет (Минфин ранее предлагал совершить маневр в два этапа за два года) . «С 1 января 2018 года мы имеем практически те же самые параметры, экспортная пошлина — 30% на нефть, мазут — те же 100%, пошлина на светлые нефтепродукты порядка 26%, ставка НДПИ порядка 1000 руб. за тонну», — пояснил он. С 2015 года экспортная пошлина составит 42%, добавил Трунин. Минфин и Минэнерго «понимают друг друга» в том, продолжил Трунин, что сохраняется действующая система льгот для нефтяников. 
Свой вариант предложила «Роснефть»: пошлина на нефть в 2015 г. снижается до 51%, за четыре года — до 45%; НДПИ вырастает к 2018 г. не до 950, а до 620 руб. (в 2014 г. — 493 руб.); в пошлине на мазут «Роснефть» и Минфин согласны: плавное повышение к 2018 г. 
При таких параметрах маневр оплатит бюджет: выпадающие доходы в 2015-2017 гг. могут составить около 550 млрд руб. (300 млрд, 200 млрд и 50 млрд руб. соответственно). На совещании привели оценки, как маневр снизит маржу нефтепереработки — с $55 до $22. Аркадий Дворкович заявил, что налоговая нагрузка на нефтяников в следующем году не должна резко вырасти, и попросил смягчить параметры маневра так, чтобы маржа не снижалась так сильно .
Представители министерств заверили, что если компании удастся доказать правильность своих расчетов, то на маневре настаивать не будут. Цитата Ильи Трунина: «Если это действительно окажется так, как говорит Игорь Иванович (Сечин. — РБК), естественно, мы не будем это проводить. Естественно, мы от этого (маневра. — РБК) откажемся» .
К 23 июня 2014 года Минфин и Минэнерго согласовали новые параметры налогового маневра. По предыдущему сценарию маневр был рассчитан на 4 года, по новому — на 3. Пошлины на сырую нефть и НДПИ в этой редакции были почти такими же, как и в старой, и снижались почти с той же скоростью. Но гораздо резче в 2015 г. снижались пошлины на нефтепродукты ради обеспечения определенного выигрыша НПЗ.
Основные отличия от варианта «Роснефти»: НДПИ на нефть выше – 775 руб против 620 руб, ЭП на нефть ниже – 42% против 51%. Учтены пожелания снизить пошлины на нефтепродукты . По просьбе нефтяного лобби маржа нефтепереработки будет увеличена – с 22 до 30 долл на тонну.
В 2015 году бюджетная система недополучит 198,3 млрд рублей, в 2016 году ожидаются дополнительные доходы в размере 66,2 млрд рублей, в 2017 году - 77,8 млрд руб. Доходы нефтяных компаний, по оценке Минфина, в результате маневра на период завершения модернизации НПЗ по сравнению с 2014 годом снизятся на 130 млрд рублей в 2015 году, на 100 млрд рублей в 2016 году и на 50 млрд рублей в 2017 году. При этом нефтяной сектор получит дополнительные доходы в 2015 году из-за переноса повышения пошлина на мазут до 100% на 2017 год за счет переложения части нагрузки на потребителей. С 2018 года, после завершения модернизации НПЗ, доходы всех нефтяных компаний в результате маневра превысят уровень 2014 года на 300 млрд рублей в год .
3 июля 2014 года глава Минфина Антон Силуанов заявил: «Действительно мы разговаривали с нефтяными и нефтеперерабатывающими компаниями, обсуждали предложения по маневру. Все компании, за исключением “Роснефти”, согласовали этот маневр». Он выразил мнение, что и для «Роснефти» этот маневр также выгоден. «Мы ведем дискуссию с коллегами из “Роснефти”, с тем чтобы убедить их стать нашими сторонниками» .
В конце июня 2014 года президент «Роснефти» Игорь Сечин направил письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову с критикой налогового маневра в нефтяной отрасли. На налоги уходит более 55% выручки нефтяных компаний, это чрезмерно, пишет Сечин и предлагает снизить нагрузку до 45%. Бюджет только выиграет: доходы можно увеличить за счет мультипликативного эффекта — компании начнут больше инвестировать, увеличат добычу и платежи в бюджет. Одновременно он предлагает выровнять нагрузку  в сырьевом секторе .
11 июля 2014 года стало известно, что предложенный правительством компромиссный вариант налогового маневра сделает нерентабельными 6 крупных НПЗ: 4 завода "Роснефти", а также НПЗ "Русснефти" и "Сургутнефтегаза". Минэнерго и Минфин обсуждают возможность "адресной поддержки" проблемных заводов. Глава Минэнерго Александра Новака сообщил, что министерства и ведомства и нефтяные компании согласуют налоговый маневр в нефтяной отрасли до конца июля . 
14 июля 2014 года директор Энергетического центра «Сколково»   Григорий Выгон в журнале «Форбс» написал: «… по нашим расчетам, больше всех от маневра, по сравнению с планировавшимся ранее резким повышением пошлины на мазут (до 100% от пошлин на сырую нефть), выигрывает «Роснефть». Это связано с тем, что сегодня на заводах компании высока доля мазута, но и процесс модернизации ведется довольно активно. Маневр не ухудшает экономику комплексных НПЗ с высокой глубиной переработки, поэтому он сохранит инвестиционную привлекательность нефтехимической «дочки» «Роснефти» ВНХК. Новые проекты по добыче в Восточной Сибири также от маневра выигрывают.
Удивительно, что при этом «Роснефть» больше всех эту инициативу критикует» .
 В 20-х числах июля 2014 года состоялось совещание у Аркадия Дворковича, на котором топ-менеджеры «Роснефти» выступили против последней версии реформы, предлагая вернуться к более раннему варианту Минэнерго — нефтяные пошлины и НДПИ меняются незначительно, пошлины на мазут растут поэтапно . Кроме того, «Роснефть» настаивает на сохранении льготы по экспортной пошлине на нефть в абсолютном денежном выражении  и по НДПИ для действующих месторождении.
В конце июля 2014 года на совещании по бюджету президент РФ Владимир Путин сказал министрам, что одобрил налоговый маневр по сценарию Минфина и Минэнерго и уже согласовал это с Игорем Сечиным. 
Для нефтяных компаний маневр — уже менее негативный сценарий, чем резкое повышение пошлин на мазут, следует из материалов Минфина и Минэнерго. Прибыль по сравнению с 2014 г. упадет, но в среднем не более чем на 3-5% и только в первый год, говорил ранее чиновник Минфина. А «Роснефть» в целом выигрывает, так как у компании велика доля добычи .
12 августа 2014 года финдиректор «Газпром нефти» Алексей Янкевич заявил о поддержке «налогового маневра»: «Последняя версия , которую мы видели, — мы ее поддерживаем, компании это дает существенный положительный эффект. Точных цифр не скажу, но это позволяет для “Газпром нефти” свести к меньшей величине негативный эффект от повышения пошлины на мазут» .
20 августа 2014 года стало известно о намерении Минфина пересмотреть уже согласованный налоговый маневр в нефтяной отрасли. Минфин предлагает еще немного повысить ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на 2015 год, в результате чего нефтяники потеряют $1,6 млрд, а также поднять акциз на бензин . Новая инициатива возникла из-за проблемы, связанной со столкновением нефтяников с газовиками. «Мы изначально просчитались», — объясняет чиновник в Минфине: слишком сильно увеличили нагрузку по НДПИ для газовой отрасли, чтобы компенсировать потери, которые возникли из-за уступок нефтяникам. Газовики справедливо спросили, продолжает чиновник: «Почему ради поддержки неэффективной нефтепереработки маневр надо делать за наш счет?». Минфин пошел навстречу и снизил НДПИ для газа, продолжает чиновник (уменьшил коэффициент в формуле НДПИ на газовый конденсат). Тогда выросла дыра в бюджете и было решено закрывать ее за счет нефтяников, заключает чиновник: более высокий НДПИ даст в 2015 г. около 55 млрд руб. А повышенные акцизы — 20-30 млрд руб. в 2017 г. 
21 августа 2014 года вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание, на котором обсуждался налоговый маневр в нефтяной отрасли. 
Он попросил Минфин вернуться к прежним договоренностям с нефтяниками, его решение — не увеличивать дополнительно нагрузку ни для газовой, ни для нефтяной отрасли, а маневр провести за счет бюджета. Основные параметры на совещании были согласованы, но «требуется стыковка с бюджетными параметрами», по сообщению представителя Аркадия Дворковича, решение должно быть принято в ближайшие 10 дней .


Ключевые статьи:

22 августа 2014

Маневр за счет бюджета


Минфину сложно было выбрать, за счет какой отрасли проводить налоговый маневр: газовой или нефтяной, Аркадий Дворкович предложил третий вариант

07 августа 2014

Минфин предлагает ввести НДПИ для «трудной» нефти с 2015 года


Минэнерго, напротив, предлагает новые льготы для нефтяников в рамках налогового маневра

04 августа 2014

Владимир Путин уговорил Игоря Сечина


Игорь Сечин до последнего возражал против налогового маневра, но не устоял перед просьбой Владимира Путина

15 июля 2014

Налоговый маневр в нефтяной сфере уберет более 100 НПЗ с рынка


Налоговый маневр в нефтяной отрасли приведет к резкому уменьшению числа нефтеперерабатывающих заводов в России, планирует Минфин

10 июля 2014

Налоговый маневр закроет НПЗ


Минэнерго просчитало последствия реформы для нефтяников

04 июля 2014

Силуанов надеется уговорить «Роснефть» на «налоговый маневр»


Все компании, за исключением “Роснефти”, согласовали этот маневр

11 июня 2014

«Роснефть» не допустила налогового маневра


За упорство нефтяников бюджет может заплатить 300 млрд рублей уже в 2015 г.

10 июня 2014

Налоговый маневр зависит от "Роснефти"


Минфин и Минэнерго согласовали подход к налоговому маневру, осталось обсудить вопрос с "Роснефтью"

02 июня 2014

Новый маневр в нефтянке


За нефтяной маневр заплатят производители бензина, химики и авиакомпании


Время генерации страницы: 0.040446996688843